Шарпантье Марк-Антуан (1643-1704) – французский композитор, певец (контратенор), теоретик музыки.
После разрыва Мольера с Люлли в 1672 году, Шарпантье начал своё многолетнее сотрудничество с мольеровской труппой. Руководствуясь сторонним советом, драматург отказался от услуг композитора Шарля д'Асуси и передал Шарпантье заказ на музыку для постановки «Мнимый больной».
После смерти Мольера Шарпантье продолжал писать для наследников драматурга – Тома Корнеля и Жана Донно де Визе. Композитор также сочинял духовную музыку для капеллы сына Людовика XIV, Великого Дофина.
Когда Людовик объявил конкурс на должность музыкального директора придворной часовни, Шарпантье был одним из претендентов, прошедших первый тур, однако был вынужден отказаться от дальнейшего участия из-за болезни. Два месяца спустя король наградил его пенсией.
Шанмеле – сценический псевдоним французской актрисы Мари Демар (1642-1698).
Актрисой стала, выйдя в 15 лет замуж за актера, рано овдовев вновь вышла замуж за актера, известного как сир де Шанмеле. Играла в театре Маре, затем в труппе театра Бургундский отель. Блистала в трагедиях Расина. Стала его звездой после успеха постановки «Андромаха». Расин написал для актрисы свои лучшие произведения и лично интонировал ее игру. Кульминацией творчества Шанмеле стала роль Федры в одноименной трагедии Расина.
После расформирования Бургундского отеля стала одним из первых пайщиков Комеди Франсез, где исполняла главные любовно-трагические роли в течение более чем тридцати лет. Вместе с вдовой Мольера Армандой Бежар блистала как комедийная актриса.
Скончалась на сцене. Была, как и Мольер, погребена без отпевания.
Цель комедии, по мнению Мольера, состоит в изображении человеческих недостатков и, в особенности, недостатков современных автору и исполнителям людей.
Со всей горячностью своего характера драматург обрушивался на любые искажения человеческой природы. Его критике подвергались глупость, тиранство, ханжество, дурновкусие, легковерность, жеманство, индивидуализм и другие пороки и недостатки.
Фронда (в переводе с французского, «праща») – антиправительственная смута и оппозиция, активизировавшиеся с 1648 по 1653 год в период правления Людовика XIV.
Народные недовольства грабительской политикой государства выражались в крестьянских бунтах в провинции, вооруженных стычках на улицах Парижа и сговоре парламентской оппозиции. Фактически шла гражданская война, во время которой Мольер исколесил со своей труппой пол-Франции, приобретая не только профессиональный опыт, но и житейскую мудрость.
«Указ о снятии с актеров бесчестия» — указ короля Франции Людовика XIV, обнародованный 16 апреля 1641 года. Согласно ему актерская профессия выводилась из-под прямой юрисдикции церковных властей, но оставалась подцензурной и переходила под власть светскую. «Мы желаем, чтобы их (актерская) профессия, могущая вполне невинно отвлекать народ от разных дурных занятий, не могла быть им поставлена в укор и не считалась порочащей их доброе имя в общественной жизни», – говорилось в документе. Однако, сначала скитания труппы Мольера по провинции, а затем смерть самого Мольера, оставшегося на смертном одре без официального покаяния в оскорблении общественных нравов и из-за этого похороненного за церковной оградой, доказала, что указ Людовика действовал в противовес воле церкви только на бумаге.
Три единства – единство времени, единство места и единство действия. Этот принцип был обязателен при написании классицистических пьес, независимо от их жанра. Действие должно было укладываться по времени в 24 часа, происходить в одном и том же месте и отображать только одно событии. Как вам такое отрицание условности, изначально характерной театру как искусству? Придумано триединство, правда, было не во Франции Мольера, а названо Аристотелем в его «Поэтике». Французский классицизм, взяв принцип на вооружение, по сути, загнал драматургов в жесткие рамки, которые они всячески пытались нарушить, например, предельным уплотнением действия. Тем не менее, триединство было в ходу до начала XIX столетия, хотя опровергать его начала предромантическая и романтическая литература.
Смерть Мольера произошла после четвертого показа спектакля «Мнимый больной». Несмотря на успех премьеры Мольер говорил: «Пока жизнь моя давала мне не только горести, но и радости, я считал себя счастливым; теперь же, когда я обременен печалями и не могу надеяться ни на одно мгновенье удовлетворения, успокоения, я вижу, что пора мне сойти со сцены жизни».
17 февраля 1673 года Мольер, игравший Аргана, очень плохо себя чувствовал. Предсмертные судороги, приступы кашля публика воспринимала как шедевр актерского мастерства. Мольер потерял сознание, и в тяжелом, агональном состоянии его привезли домой. Оскорбленные врачи не согласились прийти к умирающему. Церковники отказали в исповеди и в церковном погребении. И только вымоленное у короля разрешение помогло великому французу найти упокоение.
Буало, вспоминая потом об этом тяжелом эпилоге, верно отметил его исход — «вымоленный для праха великого человека скромный уголок земли».
Сен-Жермен-л̓ Осеруа – средневековая церковь в центре Парижа, с восточной стороны Лувра, на Луврской площади. Служила приходским храмом для обитателей Лувра, в том числе венценосных.
Храм носит имя христианского святого Германа Осерского (ок.378—448), галло-римского епископа, одного из самых почитаемых во Франции святых. Здесь Мольер венчался с Армандой Бежар 20 февраля 1662 года. На церемонии присутствовали только самые близкие.
Ришелье или Арман Жан дю Плесси (1585-1642) — кардинал Римско-католической церкви, государственный деятель, главный министр короля с 1624 года до своей смерти.
Был секретарём и канцлером Марии Медичи, духовником Анны Австрийской. Всеми силами стремился угодить Людовику XIII и при этом остаться верным его матери, Марии Медичи. Однако сделал выбор в пользу короля, пообещавшего ему сан кардинала. Имел большую политическую силу, вел борьбу с гугенотами, дал официальный статус Французской Академии, членом которой, по легенде, предлагали стать и Мольеру – при условии отказа от сцены. Драматург якобы не согласился.
По удивительному стечению обстоятельств на улице, названной именем Ришелье, находилась последняя парижская квартира Мольера.
Пти-Бурбон — театр, отданный Мольеру королем Людовиком ХIV в 1658 году после успешного показа мольеровской труппой, приехавшей из провинции в Париж, фарса «Влюбленный доктор».
Повелением королевских особ труппа Мольера, получившего пенсию в 1500 ливров, обрела новое название: «Труппа брата короля» и стала играть в театре Пти-Бурбон три раза в неделю — по понедельникам, средам и субботам, деля сцену с итальянскими артистами, игравшими по четвергам и воскресеньям. В репертуаре театра были пьесы Корнеля, Ротру, Тристана Лермита, Буаробера. Успех пришел после первого показа комедии «Смешные жеманницы», написанной самим Мольером. Под предлогом перестройки здания осенью 1660 года недруги Мольера попытались лишить труппу помещения, и лишь обращение к королю позволило артистам обрести новый театр — зал Пале-Рояль.
Основа комедий Мольера.
Несколько раз ею становились бывшие в ходу пьесы итальянских авторов – «действующих» или древних. Так, в основе фарсовой пьесы «Шалый» (1655) – пьеса актера Никколо Барбьери «Неразумный». Но Мольер добился в своем варианте сюжета мастерски разработанных характеристик героев и композиционной стройности. Комедия «Любовная досада» (1656) – переработка пьесы Никколо Секки «Выгода», в которой, в пример подлиннику, появляются тонкая ирония, исполненные лиризма и психологической правды диалоги. А пьеса «Скупой» написана Мольером по комедии древнеримского драматурга Плавта «Клад». В варианте XVII столетия главный герой становится ростовщиком и накопителем, характерной для эпохи Мольера фигурой.
«Общество святых даров» – тайная организация, возникшая в 60-е годы XVII века, в годы реакционного абсолютизма, когда разгулявшееся благодаря королевской поддержке католическое духовенство шло в наступление на малейшие проявления оппозиции. «Общество святых даров» было центром иезуитов и состояло из лиц знатного происхождения и их многочисленных агентов. Прозвана «Шайкой святош». Выполняла, по существу, функции тайной полиции. Выведена Михаилом Булгаковым в пьесе «Кабала святош (Мольер)» в виде Кабалы священного писания, которую возглавляет архиепископ Шаррон, вознамерившийся призвать драматурга к ответу за написанную тем разоблачительную для святош комедию «Тартюф».
Монфлёри – сценический псевдоним французского актера Жакоба Закари (ок. 1610-1667).
Был известен как исполнитель героических ролей, ролей слуг в бурлесках изысканных пастухов в пасторалях. Много гастролировал по провинции, был участником труппы театра Бургундский отель. Создавал образы людей, одержимых сильными страстями, властных, порывистых, часто это были злодеи. Исполнительская манера Монфлёри характеризовалась патетикой и чрезмерной эмоциональностью. Эту черту актера Мольер высмеял в своей комедии «Версальский экспромт».
Мода времен Людовика XIV — Платье отличалось невероятно сложным кроем в сочетании с насыщенными красками и обилием светлых тонов. Помимо сложного кроя использовались разнообразные элементы украшений – сложная вышивка, плетеные шнуры, атласные и шелковые ленты, всевозможные кружева. Все было пронизано шиком, блеском, изысканной утонченностью и соответствовало предъявляемым требованиям церемониала. Нижнее белье было настолько роскошным и ослепительным, что при пошиве одежды учитывалась возможность его продемонстрировать. Мужская мода была связана с камзолом, который вошел в жизнь в первой половине XVII века. Шили камзолы из дорогостоящей парчи. Отвернутые манжеты «показывали» непревзойденно украшенную мужскую рубашку, а незастегнутый камзол – длинный жилет. Мужские брюки были узкими и практически незаметными, чулки – шелковыми и белоснежными. Примерно в 1640 году в моду вошли парики с завитыми, низко спадающими локонами. Женские юбки укреплялись железными обручами, разрезали спереди и скрепляли по бокам, приподнимая на линии талии. Это позволяло увидеть не только нижнюю юбку, но и подшивку верхней. Лиф платья, как правило, имел четырехугольный вырез. Дамы носили высокие сложные прически, которые фиксировались проволокой и тоже украшались богатыми кружевами.
Люлли Жан-Батист (1632-1687) – композитор, создатель французской национальной оперы. Будучи итальянцем по происхождению, стал основоположником французского музыкального театра. Добившись благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», в 1653 году получил место «сочинителя инструментальной музыки». В 1661 году, согласно королевскому указу, Люлли был назначен главным инспектором королевской музыки.
В 1663 году Людовик XIV заказал Люлли и Мольеру пьесу с танцами, и уже в январе 1664 года на подмостках Пале-Рояля сыграли комедию-балет «Брак поневоле» с участием самого короля. Удачный опыт положил начало многолетнему сотрудничеству. За 7 лет «два Батиста» создали 11 комедий-балетов: «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница», «Жорж Данден», «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Психея», «Мещанин во дворянстве» и др.
Корнель Пьер – современник Мольера, драматург, создатель героических трагедий. Интересно, что как и Мольер, Корнель по образованию был юристом. Но увлечение поэзией сделало свое дело: адвокатской практикой Корнель заниматься не стал. Прославила его трагедия «Сид», поставленная актером Мондори в театре Маре в сезоне 1636-1637 годов. Постановка вызвала успех у публики, но не у кардинала Ришелье: благородство главного героя трагедии явно страдало вольнодумством, а сама пьеса нарушала каноны написания классицистической драматургии. Но что бы не утверждало духовенство и осудившая пьесу Корнеля французская Академия, лучшие герои драматурга одухотворены своими идеями настолько, что идеи эти становятся их страстью. Они – цельные волевые натуры и лишены морализаторства.
Искусство декламации – определение театрального творчества в эпоху классицизма.
Игру актера в трагедии оценивали в зависимости от уровня благородства его декламационной манеры, требовавшей от исполнителей героизации и монументализации образов, укрупнения их подачи голосом и пластикой. Ничего общего с неистовством мистериальных представлений или со страстями шекспировского театра это не имело. Говор и обыденные интонации не допускались. Строгий ритм александрийских стихов требовал сильно развитого дыхания. Подчинение голоса принципу тональной декламации приближало актерскую игру к вокальному искусству.
Зал Пале-Рояль – театр на улице Сент-Оноре в Париже, существовавший в XVII-XVIII веках. Был открыт в восточном крыле дворца Пале-Рояль в 1641 году. С 1661 года театр был передан труппе Мольера. Параллельно с французской труппой здесь выступали итальянские артисты. На сцене театра Пале-Рояль были поставлены самые известные пьесы Мольера: «Школа жен» (1662), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673). После смерти Мольера театр был передан Жану-Батисту Люлли, который вытеснил знаменитую труппу и использовал сценическую площадку в интересах Королевской Академии музыки, предтечи Парижской оперы. Реконструированное для этих нужд здание 6 апреля 1763 года уничтожил огонь. Театр был восстановлен в 1770 году чуть восточнее его первоначального положения, но в 1781 году вновь сгорел. Более не восстанавливался.
Жодле (Жоделе) – сценический псевдоним французского актера Жюльена Бедо
(ок. 1590-1660). Переход его в 1659 году из театра Маре в «Труппу брата короля» вызвал репертуарный переход мольеровского театра к комедиям и фарсам. Немолодой артист имел опыт игры в старинных галльских фарсах, а в итальянских комедиях дель арте долгие годы играл комическую маску слуги. В положившем начало успеху Мольера-драматурга спектакле «Смешные жеманницы» создал образ виконта Жодле. Это был тип никогда не унывающего слуги, носителя здравого, простонародного смысла. Слава Жодле была столь велика, что современники специально для него создавали пьесы. Амплуа настолько сливалось с реальным Жодле, что в годы Фронды молва приписывала ему авторство памфлетов на кардинала Мазарини.
Дюфрен Шарль (ок.1611-ок.1684) – французский актер и антрепренер. В 1633 году возглавил театральную труппу герцога Эпернона, одной из актрис которой была Мадлена Бежар, впоследствие близкий друг Мольера, актриса мольеровской труппы. Мольер и братья Бежар, Луи и Жозеф, после разорения «Блистательного театра» присоединись к труппе Дюфрена в 1645 году. К 1648 году заметно увеличившаяся компания артистов уже носила имя Бежаров, но Дюфрен руководил ей до 1650 года. Затем передал руководство Мольеру, хотя еще долго колесил с труппой по Франции, играя второстепенные роли. В 1658 году мольеровская труппа осталась в Париже, где успешно дебютировала, получив новое название «Труппа Месье, Единственного брата короля». В 1959 году Дюфрен оставил сцену навсегда.
Голос – важнейший актерский инструмент в театре французского классицизма. Интонационная окраска голоса считалась теоретиками театра чрезвычайно важной. Они утверждали: «Так, любовь требует нежного, страстного голоса; ненависть – строгого и резкого; радость – легкого, возбужденного; гнев – стремительного, быстрого, нечленораздельного; презрение – легкого, как бы насмешливого; удивление – потрясенного, наполовину умолкающего, наполовину слышного; жалоба – кричащего, сварливого, страдальческого». Многообразие голосовых оттенков не исключало обязательности ясного произнесения стихов.
Высокая комедия – термин, определяющий жанр, в котором как драматург работал Мольер. Предложенн англичанином Джорджем Мередитом спустя два столетия после смерти Мольера, в 1877 году. По мнению Мередита, высокой является форма комедии нравов и комедии бытовой, отмеченная остроумием, изяществом и изысканностью стиля. Наш Пушкин так отзывался об этом жанре: «Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров». К авторам, которые работали в этом жанре, помимо Мольера также причисляют Джона Лили, Уильяма Шескпира, Уильяма Конгрива, Кальдерона, Оскара Уайльда и Бернарда Шоу.
Бургундский отель – крупнейший драматический театр Парижа в XVII веке, существовавший на месте резиденции герцогов бургундских, в Отеле д'Артуа. В 1548 году здание было выкуплено Братством Страстей и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа для устройства мистериальных представлений. Впоследствии братство получило монополию на светские представления и сдавало зал странствующим труппам. Возможно, в этот театр маленького Мольера водил его дед, Луи Крессе. В 1624 году здесь играла труппа Бельроза, в 1628 году – Леконта, с 1647 года руководство труппой последнего принял Флоридор, и репертуар стал ориентироваться на трагедии Корнеля и Расина.
Театр расчитывал репертуар на аристократическую публику. В труппе лидировали актеры Захария Жакоб (Монфлёри) и Мари Демаре (Шанмеле). Позже, в своей пьесе «Версальский экспромт» Мольер безжалостно раскритикует стиль драматической игры, культивируемый Бургундским отелем. После смерти Мольера, в 1680 году, король Людовик XIV объединил труппу Бургундского отеля с труппами театров Генего́ (бывший театр Мольера) и Театра на болотах (Марэ) в единый, постоянно действующий театр, известный сегодня как Комеди Франсез.
Бежар Арманда (1642-1700) – французская актриса, жена Мольера. К фамилии Бежар также принадлежали ее сестры Мадлена и Женевьева, братья Жозеф и Луи. В реальности Мадлена Бежар, состоявшая во внебрачной связи с Мольером и являвшаяся самой верной его соратницей, скорее всего, являлась матерью Арманды Бежар, которая 20 февраля 1662 года официально обвенчалась с Мольером. Разница в возрасте новобрачных составляла 20 лет. Неравный и преступный с точки зрения генетики и морали союз вызвал волну скандалов вокруг имени драматурга и последующую волну измен молодой жены. Однако после смерти мужа Арманда активно участвовала в сохранении литературного наследия Мольера, играла на сцене театра Генего, на сцену которого вынуждена была переехать из Пале-Рояля мольеровская труппа, и театра Комеди-Франсез. В 1677 году повторно вышла замуж за актера д’Этрише и родила еще одного сына.
Ассуси Шарль Куапо
(1605-1677) – поэт, певец, композитор, актер, друг Мольера. Их объединял не только Клермонтский колледж, в котором Асусси учился лет на 15 раньше Мольера, но и глубокий интерес к театру и литературе, а также служба королю Людовику XIV. Оба являлись королевскими пенсионерами: Мольер получил от Людовика пенсию в 1663, а Асусси в 1673 году. Дружба гениев была странновата: они то встречались, то расставались на тернистых дорогах французского искусства XVII века. С труппой Мольера Асусси не сработался. Заказанная было ему музыка к «Мнимому больному» так и не была написана (заказ Мольер передал Шарпантье), но оба, безусловно, были людьми своего времени, определявшими его культуру.
Александрийский стих – одно из интереснейших явлений мира поэзии, двенадцатисложный стих с цезурой (паузой, делящей стих на части) и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слогах. Им написаны почти все драмы времен французского классицизма, авторами которых были Корнель, Расин и другие современники Мольера. Возвышенная поэтическая речь определенного размера стала нормой языка высокой трагедии, героями которой выступали императоры, полководцы, политики, носители идей государственности, выразители возвышенных страстей и помыслов...
Частью фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» является Азбука эпохи Мольера – краткий исторический дайждест, своеобразный путеводитель по временам Мольера, который мы открываем сегодня, за месяц до официального открытия самого фестиваля. Специально для вас в алфавитном порядке собраны знаковые события, термины и факты, связанные с биографией великого драматурга и его эпохой. Надеемся, что два месяца (сентябрь и октябрь 2022 года), которые вы проведете с мольеровской азбукой, помогут лучше понять исторический период, отстоящий от нас на четыре сотни лет и подаривший нам гений Жана-Батиста Мольера.